wpthemepostegraund

Ответственность – воспитываем, осознавая

Ответственность

  Перефразируя знаменитые Пушкинские строки, так и хочется воскликнуть: «Ответственность… как много в этом звуке!». А ведь действительно много, причем настолько, что порой родители, пытаясь привить это чувство детям, начинают путаться, размывая понятия и раздергивая его. Так, не заботясь о душевном порядке, они настаивают, чтобы первоочередным был порядок на полке с игрушками. Вместо чистоты в мыслях и помыслах, настаивают только на чистоте гигиенической или в школьных принадлежностях: дневнике, тетради, портфеле. На самом деле это только составные пазлы, а не первооснова ответственности…

  Что же на самом деле представляет собой ответственность? Как воспитать эту черту характера в ребенке? Давайте разложим все по полочкам, беря за основу определение «безответственность» — неумение дать ответ, оценить сделанный поступок и сделать его самостоятельно.

Забота — как первооснова ответственности

  К сожалению, ответственность – не врожденное чувство и даже не привитое, а именно воспитанное, причем таким образом, чтобы человек сам хотел ее ощутить и проявить. Психологи определяют ее как искреннее (!), абсолютно добровольное, самостоятельно осмысленное действие, или решение за что-то либо кого-то нести ответ, проявлять заботу, быть готовым к тому, чтобы взять вину за проступок на себя, и достойно принять награду за достижение и успехи (и в первую очередь – моральное вознаграждение).

  Оно может родиться и развиться только тогда, когда человек постоянно имеет перед глазами пример, подтвержденный поступками. Поэтому прежде, чем воспитывать, а тем более ждать проявления ответственности у ребенка, покажите и докажите ему ее необходимость. Самый простой способ – забота о своем малыше – искренняя и неподдельная. Первый и самый, пожалуй, важный шаг к воспитанию и осознанию ответственности – осмысление ребенком своей ценности и необходимости.

Ответственность

  Человек, никогда не испытывавший заботу, просто не в состоянии проявлять ее по отношению к другим. Но при этом она должна быть положительно-мотивационной. Проще всего это пояснить на таких примерах-сравнениях:

  • ребенок, желая побыстрее перейти дорогу, не смотрит по сторонам. Одна мама при этом дергает его за руку и кричит, что есть мочи: «Недоумок! Вытаращил глаза, а по сторонам не смотришь! Тебя же могли задавить! А человеку потом отвечать!». Вторая: «Малыш, подожди, нужно сначала посмотреть влево, затем – вправо, и только если там нет подъезжающих машин – перейти. Иначе всем будет очень больно и плохо!»;

Ответственность

  • карапуз увлеченно рисуя красками, весь извозился да еще и потянулся к братику или сестре, не выпусти из рук кисточку. Реакция первой мамы: «Извозюкался как свинтус! Немедленно брось кисточку и вымой руки!» Второй: «Котенок, осторожней, ты можешь капнуть краской на сестренку/братика. Как ты считаешь, ему/ей это понравится?»

Ответственность

  • малыш поймал в траве ящерицу и, желая разглядеть ее повнимательней, растягивает во всю длину. Мама номер один возмущенно кричит: «Выкинь эту гадость немедленно! Еще укусит или какая-то зараза прицепится». Номер два: «Солнышко, она живая, маленькая, будь осторожен – не делай ей больно».

Ответственность

  И та, и другая мама проявляет заботу. Вот только первая полностью демотивирует своей заботой малыша, убивая в нем возможность сопереживать, отвечать за самого себя. Вторая – мотивирует ответственность: пойми и осознай, как твой поступок может повлиять на ситуацию, если ты будешь немилосерден, невнимателен и не станешь отвечать за то, что сделал. В первом случае малыш вынуждено подчиняется, будучи абсолютно убежден, что его не любят – постоянный грубый запрет, воспринимается именно как отрицание любви. Во втором он, принимая любовь, учится любить.

Возраст осознания ответственности

  С какого именно возраста нужно начинать воспитывать чувство ответственности? С двух лет. Как правило, именно к этому возрасту кроха может давать себе отчет, что поступок взаимосвязан с последствием – имеет навыки первичного анализа. До двух лет он только наблюдатель родительской реакции на то или иное свое действие.

  Но это совсем не обозначает, что на ребенка сразу нужно сбрасывать груз «должен, можешь, нужно». Его самосознание лишь в начальной стадии, и настолько хрупкое, что его можно сравнить с первым льдом. Добавьте ему крепости: расставлением точных и верных акцентов, примером (в том числе и сказочно-мультяшным), терпеливо-спокойным разъяснением. И даже если его реакцией на ваши старание будет противодействие (а оно обязательно будет – дети так устроены: проверять сказанное обратным), вам нужно спокойно и точно разграничить (и делать это ежечасно и ежедневно) черту между:

  • хочу-могу;
  • приемлемо-плохо;

  Например, стало интересно, почему это нельзя собаку или кошку тянуть за хвост – потянул – цапнула. Объяснить: ей было больно – стало больно тебе, она испугалась – теперь тебе страшно. И делать это нужно не поглаживая малыша: «ты мой бедненький». А спокойно, и твердо: действие порождает следствие (обязательно обняв его, прижав к себе и подув на ранку).

Ответственность

  Активизировать воспитание чувства ответственности следует с 3,5 лет. С этого возраста ребенку уже можно и очень нужно давать посильные ему поручения. Как вариант: «Назначаем тебя ОТВЕТСТВЕННЫМ за сбор тарелок», «ты, как самый главный и аккуратный ОТВЕЧАЕШЬ за цветочек на подоконнике». И обязательно похвалить: «Как быстро же ты справился!», «Цветочек даже позеленел от счастья. А все потому, что ты его полил».

Ответственность

  Не донес тарелку, пролил воду – не спешите ругать! Малыш – не робот, все сделать точно и с первого раза ему трудно. Подскажите и покажите, как нужно, дополняя объяснение примерно такой фразой: «как ты думаешь, если мы вытрем воду, чтобы никто не поскользнулся, будет лучше или пусть так останется?». Крохе необходим выбор – осознанное понимание.

  Когда ребенку исполнится 5 лет, нужно ввести в его сознание слово «должен». Самый простой пример: начал дело – должен довести его до конца, дал кому-то слово (пообещал держать ответ) – должен его выполнить. Хороший помощник в этом деле – сказки. В ней главные герои всегда держат слово.

  Как это сделать на практике? Посадите с подросшим малышом какое-то зернышко или луковичку, мотивируя его взять на себя ответственность по уходу за подрастающим растением. Наблюдайте, как он это делает, но не вмешивайтесь.

Ответственность

  Если растение по каким-то причинам не вырастает или болеет, не спешите ругать малыша, дескать вовремя не полил, землю не разрыхлил… Поддержите его, подчеркивая, что вы ничуточки не сомневаетесь, полностью уверены, что у такого ответственного человечка все получится, «вот только здесь немножко подправим, и там я тебе помогу – так ведь будет лучше, да?». Он сам должен понять, насколько растение от него зависимо.

  Привыкая отвечать за свои поступки, малыш проникается ответственностью и аккумулирует это чувство в себе. Вы же со своей стороны должны направлять и корректировать его. Именно так – в тандеме – рождается и пускает корни ответственность.

Оставить комментарий