wpthemepostegraund

Лидер. Как много в этом слове

Лидерство

В каждом, даже самом маленьком коллективе есть свой лидер. За ним тянутся. Его слушают. За ним идут. Некоторые пытаются ему подражать. Особенно, если это детский коллектив. Может быть, есть какой-то секрет по воспитанию лидера. Как лидерские качества воспитать в ребенке? Причем такие, чтобы они были настоящими – цельными и достойными. Чтобы испытывать за своего малыша гордость, что за ним следуют, к его словам прислушиваются, ценят их…

Лидер – ответственность и целеустремленность

  В первую очередь следует понять и выяснить для себя, что, собственно говоря, представляет собой лидер. Бесшабашный баламут, что берет сверстников «на слабо» залезть «вон в то окно» — лидер? Или может быть тот субъект, что не стесняется ради «себя любимого» подставить кого-то, предварительно основательно потоптавшись у него в душе? Или умелый манипулятор чужими слабостями и секретами, который не знает ни тени сомнения и готов поднять любого на смех, потому что не знает, что такое сочувствие – лишь бы его боялись и подчинялись? А может тиран, которому проще сказать «да», чтобы избежать различного рода напастей?

  Все это не то и не так. Лидер, это, прежде всего, тот, кто, зная цену себе, уважает и ценит мнение других. Кто, умея отвечать за свои поступки, может взять на себя в случае необходимости ответственность за других. Тот, кто умеет найти в лабиринте сложных дорог правильный и прямой путь, и суметь убедить других следовать за собой, организовывая поход. Он также знает, что нет ничего постыдного в признании своих ошибок, от которых не нужно прятаться, из них нужно извлечь выводы. Лидер знает, когда нужно выказать свои таланты и делает это ярко, но ненавязчиво. Кроме того, он, имея тонкое чувство юмора, умеет лавировать на грани самоиронии и здорового сарказма. Он вежлив, тактичен и умеет убеждать. А для того, чтобы убеждать, умеет говорить так, чтобы его слушали – обладает даром красноречие.

  И все эти истинные качества лидера можно и нужно воспитывать в ребенке. Но при одном обязательном условии – если ему самому это интересно. Силой навязывать лидерские качества – делать из ребенка именно того деспота, которого может быть и слушают, но уж точно не уважают и не любят.

Лидерство

Формируем потенциал лидера

  Когда нужно начинать воспитывать в ребенке лидерские качества? Некоторые считают, что с того момента, когда малыш начинает говорить и делать первые самостоятельные умозаключения. Это ошибочно. Лидерские качества прививаются с первых месяцев жизни. С того дня, как ребенок пытается самостоятельно перевернуться, потянувшись за заинтересовавшей его игрушкой. Умиляясь его движению и протянуть её ему – ошибка, перечеркивающая его стремление добиться желаемого. Да, малышу нужно помочь дотянуться до предмета, что вызвал у него интерес, но не делать это за него со словами: «Возьми, мое солнышко, мама тебе сама даст игрушечку». Он не сможет быть целеустремленным, если родители (из самых, конечно лучших побуждений) будут по максимуму удовлетворять все его желания, а он при этом не будет проявлять никаких усилий. Протянул руку – и тут же получил желаемое – худшая из линий поведения родителей. Таким образом, можно вырастить только тепличное растение, полностью зависящее от кого-то. Любовь, комфорт — все это ребенок должен получать. Но при этом он изначально имеет право делать что-то сам – под внимательным и бережным присмотром.

Лидерство

Вот некоторые элементарные приемы, помогающие воспитанию лидерских качеств:

  • когда вы идете на прогулку, доверьте своей крохе нести свои игрушки, обязательно подчеркнув: «ты мой маленький помощник, я тебе доверяю», или же «малыш, позаботься о ней хорошенько» — так малыш понимают, что он несет ответственность и на него надеются;

Лидерство

  • возвращаясь с прогулки или из магазина по привычному и знакомому для малыша пути, не говорите: «пойдем домой», а предложите ему показать дорогу домой с примерно такими словами: «я так устал/устала, ты не отведешь нас домой» — пусть он сам выберет путь;

Лидерство

  • когда малыш играет в песочнице, а у него не получаются фигурки из песка, куличики, не нужно сразу бросаться к нему на выручку на призыв: «мама, у меня ничего не выходит», лучше покажите как это можно сделать, предложив ему: «а может ты вот так попробуешь, или так». Так он самостоятельно примет решение как можно и сделать проще и лучше (но не забудьте похвалить его за выбор и за то, что он смог сделать фигурку сам!);

Лидерство

  • если в песочнице или на детской площадке, куда вы вышли играть, уже гуляют детки, поздоровайтесь с ними и предложите малышу сделать то же. Кроме того, предложите (не заставляйте!) ему поиграть с ними, предварительно познакомившись – чем быстрей ваш ребенок овладеет коммуникативными навыками и умением делится игрушкой, самостоятельно приглашая кого-то поиграть, тем быстрее он сможет освоить навыки общения и самоутверждения. Будущему лидеру это очень важно;

Лидерство

  • разговаривайте с детьми, правильно произнося слова и стимулируя его произносить их так, как они звучат на самом деле (не насмехаясь, а подбадривая, если у него сразу не получается выговорить то или иное слово), обсуждайте с ним мультфильм, книгу, прошедший в детском саду день, обязательно задавая вопрос: «как ты считаешь/думаешь?» — так он научиться говорить. Но не забывайте на его «я думаю», добавляет свою «а мне кажется» или «я считаю» — так он научится слушать. Лидеру без этого нельзя;

Лидерство

  • почаще спрашивайте у своего ребенка совет, и внимательно выслушайте даже самые забавные версии (без всякого смеха и иронии!) – лидеру необходимо чувствовать, что с его мнением считаются. И обязательно добавляйте: «а как ты думаешь, а вот так можно сделать?» или «а вот есть еще такой вариант/способ» — будущий лидер должен изначально прочувствовать, что помимо его позиции или представления о чем либо, есть еще и другие;

Лидерство

  • не спешите кого-то порицать, если малыш пришел и сказал, что ему кто-то сделал замечание или что-то не дал, как-то назвал. Разберитесь, что стало тому причиной, проведя анализ ситуации вместе с ним. Найдя корень проблемы, предложите ему пути ее решения. Будете за него решать проблемы – воспитаете пассивность, предложите ему (дав понять, что вы рядом и всегда готовы помочь) действовать самостоятельно, но согласно продуманному вместе плану – подарите возможность извлекать уроки из проведенного анализа. Лидеру это крайне необходимо.

Лидерство

Лидеру воспрещается

Воспитывая в ребенке лидера, никогда не переступайте ту черту, что может сломить в нем самоуважение и уверенность в своих силах. В первую очередь возьмите себе за правило:

  • никогда не повышайте голос на ребенка в присутствии чужих людей. Все, что вы хотите ему высказать – скажите дома. Стыд, перенесенный на людях, может надломить его;
  • не стоит силком заставлять малыша участвовать в играх и соревнованиях, тычками заставляя его влиться в игру – любое принуждение вызывает противодействие. Направлять – значит убеждать, но не заставлять через силу;
  • не перехваливайте ребенка, особенно за те элементарные вещи, которые он может и уже должен делать: умылся, полил цветок, выучил стихотворение… В таких случаях достаточно сказать: «молодец» и «так держать». Перехваленный ребенок не может адекватно оценивать свои поступки и, сделав, что либо, всегда ожидает похвалу. Не слыша её, начинает считать, что окружение либо не достойно его, либо обозлится;
  • не спешите потакать ребенку в его « мне трудно», «у меня не получается». Подбодрите, поддержите, но не позволяйте сдаваться, не научившись чему-либо качественно и полноценно.

И еще одно правило: воспитывая лидера в ребенке, во всем показывайте ему пример. Доверяя ему и любя его всем сердцем, покажите, что вы готовы меняться вместе с ним. Уважайте своего малыша и его интересы. Уважение, доверие и любовь творят чудеса.

Оставить комментарий