wpthemepostegraund

Каждому школьнику — правильное освещение

pravilnoe_osveschenie4

У вас дома школьник? Значит, ему необходимо делать уроки. Естественно, за столом нужной высоты, на стуле с удобной спинкой. В тишине, а может быть под музыку – как кому удобнее и комфортнее.

  Вот только комфорт никогда не будет до конца совершенен, если освещение для занятого познанием необходимых наук ребенка будет не соответствующим:

  • слишком ярким;
  • чрезмерно тусклым;
  • падающим не с той стороны;
  • мерцающим;
  • пульсирующим.

  Глазам, как и осанке должно быть максимально комфортно. Правильный свет – далеко не мелочи. Минимум, что может пострадать:

  1. глаза;
  2. а за ними и сосуды;
  3. дальше последует шейный корсет мышц;
  4. искривление позвонков;
  5. перенапряжение нервной системы, что рано или поздно либо взорвется, либо начнет тормозить…

  Целая цепочка последовательных изменений, что в любом случае пагубно скажутся и на физическом, и на психологическом здоровье, не говоря уже об успеваемости.

pravilnoe_osveschenie

Когда «люкс» это единица, а «К» имеет черное тело

  Есть идеальная схема того, как должно быть обустроена хорошая рабочая зона для хорошего ученика. В ней предусмотрено все: и высота стула, и расстояние до стола, и положение лампы. Это стандарт, установленный один раз много лет назад и еще на долгое время.

pravilnoe_osveschenie2

  Но бывает так, что стол к окну поставить невозможно, либо если и можно, то не левым боком, встречается и такой вариант, как комнат без бокового, привычного нам окна, а , скажем, потолочного, чердачного, или напротив, подвального – мало ли какой дом и его архитектура. И тогда на помощь приходят знания из школьного курса:

  • о том, что освещение (либо освещенность) это ничто иное как величина (размер, количество) потока света, что приходится непосредственно на единицу той самой искомой освещенной поверхности, и измеряется она в люксах.
  • а люкс, в свою очередь (его обозначают как «лк»), рассматривают при освещении световым потоком одного квадратного метра с падающим на него излучением, что доступно для нормального зрительного восприятия (оно уже измеряется в люменах, что выражают в квадратных сантиметрах, при этом 1 лм на см в квадрате равен 10 тысячам лк).

  А еще лампы имеют световую отдачу и цветовую температуру (то есть Кельвин, что обозначается просто «К»). Зачем такой подробный экскурс в физику? Это очень важно вспомнить при выборе и покупке дополнительного (настольного) источника света для школьников. Всегда и при любых прихотях архитектуры, нестандартных габаритах жилых квадратных метров, освещение той рабочей зоны, где ученик кроптит над уроками, должно быть не меньше 500 и не больше 600 люкс. И еще: тот свет, что наш глаз воспринимает как комфортную, безопасную естественность, в своем минимуме не должен опускаться меньше 2700 К и подниматься выше 3300 К (чем больше К, тем меньше в «черном теле» лампы красного спектра).

  Совет: есть и специальный «провокатор» – светильники с холодным белым светом в 4000. К. Их включают на короткий промежуток времени: в тот момент, когда ученику нужно сосредоточиться.

pravilnoe_osveschenie3

И форма, и тип – как глаз велит

  В комнате, во время выполнения домашнего задания, должен быть включен верхний свет и светильник с максимальной мощностью в 75 Вт. Больше нельзя, глазам будет больно, и свет станет провоцировать блики от белого листа тетради либо учебника. Чуть меньше – до 60 Вт, если стол маленький — можно. Зачем включать и тот, и другой источник света, если можно просто освещать один стол – так и электричества меньше потратиться, и ребенку будет все видною. Вот такое мнение – очень ошибочно. Контрастная разница света вредна для глаз, она выбивает зрение, сосуды головного мозга из равновесия. Свет должен быть рассеян.

  Есть и требования к форме плафона, так как растущему мальцу, особенно если он еще не перешел в категорию средних либо старших классов, обычный прямой светильник (в виде планки) противопоказан. Свет должен быть в меру направлен, проливаясь из суженного у основания и расширенного к краям плафона (конус) с матовой (!) поверхностью.

  Совет: не выбирайте ярких оттенков плафонов, лучше нейтральный: «мокрый бетон», зеленый, белый, желтый, в крайнем случае, черный. Любые другие цвета, будут отвлекать внимание.

  Хорошо бы светильнику, высотой сантиметров в 40, иметь гибкие регуляторы-ножки и жесткую фиксацию.

  Какой свет они должны излучать? Однозначно не мерцающий (а этим в основном грешат люминесцентные штырьковые). Либо матовый белый — ЛБТ, либо чуть тепловатый или дневной – ЛД. Хирургическая холодная белизна – ЛХБ — излишня, она именно для тех случаев, когда нужно быть предельно сосредоточенным.

  Как бы странно это не звучало в наш век сплошной экономии энергопотребления, ученику в качестве источника света больше всего подходят светильники с обычными лампами накаливания. А если люминесцентные (хотя они и выдают мертвый холодный цвет), то КЛЛ с подходящей температурой и мощностью. Или же светодиодные, что считаются наиболее экономичными. Кстати, у них частенько встречается такой ценный бонус, как диммер – переключатель-регулятор осветительной интенсивности.

  Совет: плафон тоже имеет значение. Лучше выбирать специализированный не нагревающийся пластик, а не метал и стекло. Во-первых, они нагреваются, во-вторых, стекло – травмоопасный материал маленьких школяров. 

  Итак, немножко физики, чуточку знания электрика, капелька владения техническими терминами – и светильник для школяра станет его верным другом.

 

Оставить комментарий